По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава РФ численность абсолютно здоровых детей, относящихся к первой группе здоровья, не превышает 10%, не снижается число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями.
Министерство здравоохранения Российской Федерации объявило неделю с 28 августа по 3 сентября Неделей продвижения здорового образа жизни среди детей.
1. Ведение здорового образа жизни
Ведение здорового образа жизни – важнейшее условие сохранения здоровья человека. К здоровью нужно относиться бережно и сохранять его с детства. Детям и подросткам необходимо заложить установку на ведение здорового образа жизни, а также сформировать у ребенка устойчивое сопротивление к потреблению табака, алкоголя и наркотиков.
Дети интересуются увлечениями своих родителей и охотно перенимают привычки взрослых. Поэтому более действенно работает личный пример. Если родители ведут здоровый образ жизни, то, скорее всего, это же будет делать и их ребенок. Для ведения здорового образа жизни нужно заниматься спортом, физкультурой, а также соблюдать режим сна и отдыха.
Здоровый образ жизни школьника включает:
- правильное питание;
- занятие физическими упражнениями;
- закаливание;
- соблюдение режима дня;
- соблюдение норм гигиены;
- отказ от вредных привычек.
Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
- учебные занятия в школе;
- учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- личная гигиена;
- занятия физическими упражнениями;
- отдых;
- сон;
- занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
- Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что:
- продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
- должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.
Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности.
У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна).
Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
2. Детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию
Детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию в установленные возрастные периоды. Это необходимо для того, чтобы на ранних стадиях выявить заболевания и факторы риска их развития, а также начать своевременное лечение. Также профилактические осмотры позволяют определить группу здоровья и выработать рекомендации по оздоровлению несовершеннолетних.
С возраста 1 года до 17 лет дети должны проходить обследование ежегодно, а углубленная диспансеризация проводится у детей в 1 год, 3 года, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет. Помимо профилактических осмотров узкими специалистами (невролог, оториноларинголог, хирург, уролог, ортопед, эндокринолог, окулист, психиатр, гинеколог, стоматолог), детская диспансеризация предполагает лабораторные анализы и дополнительные обследования – общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, сердца. Конкретный перечень зависит от возраста ребенка.
Эффективность диспансеризации зависит от регулярности ее проведения.
Медицинские осмотры детей проводятся в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в поликлиниках по месту жительства.
3. В целях сохранения репродуктивного потенциала подросткам 15-17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы
Подростковый возраст характеризуется физиологическими изменениями организма, когда интенсивно протекают процессы роста и развития. Патологическое течение этого периода в дальнейшем может оказывать неблагоприятное влияние на репродуктивную функцию женщины. Так же в этом возрасте многие подростки начинают вести половую жизнь и сталкиваются с проблемой незапланированной беременности. Доля абортов у девушек в подростковом возрасте составляет 10-15% от общего числа. Ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностью у подростков служит воспитание у них более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Подростки должны быть информированы и о том, что применение некоторых видов контрацептивов снижает риск заражения инфекциями передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ, гепатитами В, С.