
Великая Отечественная война 1941–1945 годов была серьёзным испытанием для отечественной медицины. По данным Всероссийской Книги памяти, на фронте и в тылу работали более 200 тысяч врачей и почти полмиллиона медсестёр и фельдшеров. Благодаря их труду удалось предотвратить эпидемии, сохранить здоровье детей, организовать медицинскую помощь на оборонных предприятиях и вернуть в строй более 72% раненых.
Эффективность медицинской помощи раненым была достигнута благодаря достижениям науки и высокому профессионализму врачей. Важную роль сыграло принятие перед войной единой доктрины военно-полевой медицины, которая предусматривала быструю перестройку системы здравоохранения под нужды фронта.
Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) стала одной из крупнейших тыловых баз по лечению и реабилитации раненых. В Казань эвакуировали наркоматы здравоохранения СССР и РСФСР, а также 42 медицинских вуза из Минска, Витебска, Смоленска, Киева, Ленинграда и Москвы.
Казань в годы войны стала центром медицинской помощи. Здесь работали ведущие медицинские вузы страны: ГИДУВ, Стоматологический институт, Институт переливания крови и другие. Казанский государственный медицинский институт не только готовил кадры, но и быстро обучал военных медиков.
Когда началась война, в Казань стали прибывать раненые. Времени на организацию госпиталей не было, и пришлось импровизировать. Поток раненых постоянно рос, и потребовалось срочно принимать меры. Опыт гражданской войны подсказал, что госпитали можно разместить в школах. По решению обкома ВКП(б) в 1941 году более 70 зданий школ, техникумов, общежитий и санаториев переоборудовали под эвакогоспитали. На 1 сентября 1941 года 44 из 102 школ Казани уже стали госпиталями.
Процесс формирования госпиталей был непрерывным, и точное их количество до сих пор неизвестно. По разным оценкам, в городе работало от 59 до 78 госпиталей. Для лечения раненых нужны были медики, готовые самоотверженно трудиться. Выпускница Казанского медицинского института 1941 года Е. Н. Громова, став руководителем отделения госпиталя, вспоминала: «Война разрушила наши планы, и на меня возложили обязанности начальника приёмно-сортировочного отделения. Госпиталь находился на улице Л. Н. Толстого, сейчас это здание занимает Суворовское училище. Работа была напряжённой, трудная, часто не позволяла сутками уходить домой. Раненые прибывали почти каждый день. На госпиталь приходилось всего два санитара-носильщика. Врачам и медицинским сёстрам иногда приходилось переносить раненых, что было для них слишком тяжело».
Мощным стимулом для выздоровления раненых стала инициатива жителей города. Люди помогали госпиталям продуктами, участвовали в уходе за ранеными, устраивали концерты, читали книги и писали письма родным. В ноябре-декабре 1942 года шефы доставили в госпитали более 16 тысяч подарков и несколько пудов продовольствия. Студенты вузов Казани видели в работе в госпиталях особую честь и ответственность.
В госпиталях трудились лучшие медицинские специалисты Казани: А. Ф. Агафонов, В. Е. Адамюк, М. П. Андреев и многие другие. Особое место в истории военного здравоохранения города занимает Казанский военный госпиталь, который был одним из старейших военно-медицинских учреждений страны. К лету 1941 года госпиталь имел 1000 коек, а уже в первые дни войны развернул 2320 мест. Он включал хирургическое, отоларингологическое, нейрохирургическое и другие отделения. На базе госпиталя проводились курсы переподготовки медицинского персонала, где прошли обучение 300 врачей-травматологов, 13 нейрохирургов и 1039 медсестёр.
После войны многие врачи, работавшие в госпитале, стали ведущими профессорами и доцентами Казанского государственного медицинского института и ГИДУВа. Они не только лечили раненых, но и находили время и силы, чтобы обобщать результаты своей деятельности и делиться опытом с другими.
В октябре 1944 года, несмотря на тяжёлые условия, в Казанском госпитале прошла научно-практическая конференция. В ней приняли участие более 200 врачей из разных госпиталей СССР. На мероприятии отметили, что в эвакогоспиталях совместно с учёными из Ленинграда и Москвы было проведено 200 исследований. Врачи госпиталя защитили 3 докторские и 4 кандидатские диссертации, опубликовали свыше 90 научных работ. Однако главным достижением Казанского госпиталя стало возвращение в строй 80,4% раненых и больных. За годы войны здесь оказали помощь 32 384 человека, выполнили 13 тысяч операций.
Казанский медицинский институт под руководством директора С. В. Курашова с первых дней войны перестроил свою работу на военный лад. Были ускорены учебные программы, сокращены каникулы, увеличено количество учебных часов. Студенты 2–5 курсов обучались по новым планам, которые позволяли закончить институт за 3,5 года. В учебный процесс были введены дисциплины, связанные с работой на фронте: общевойсковая подготовка, военно-санитарное дело, лечебная физкультура и лечебное питание. Клинические кафедры и студенты 4 курса работали в эвакогоспиталях.
Студенты не только учились, но и помогали раненым: работали санитарами, медицинскими сёстрами, фельдшерами. Их также привлекали к работам оборонного характера: рытью окопов, устройству землянок, развёртыванию медицинских пунктов, выносу раненых с поля боя.
Учебный процесс обеспечивали 339 преподавателей, включая 38 докторов и 79 кандидатов наук. С началом войны многие из них ушли на фронт, их заменили практические врачи и совместители из эвакогоспиталей.
За годы войны институт выпустил 6 курсов врачей, из них 3 — досрочно. Выпускники с благодарностью вспоминали своих преподавателей, которые передали им знания и умения, необходимые для спасения жизней на фронте.
Ангелина Михайловна Макеева (Кабаровская), работавшая в госпитале Казани до ноября 1942 года, вспоминала: «31 декабря состоялся наш выпуск, и с января 1942 года мы стали врачами. Нас направили в госпиталь №2778 врачом-ординатором в отделение раненых с повреждениями крупных суставов и костей. Мы работали без передышки: ассистировали на операциях, переливали кровь, накладывали гипсовые повязки, переносили раненых, вели записи. После работы мы разгружали вагоны санитарного поезда. Госпиталь отапливался дровами, и нам приходилось ездить на Устье, чтобы выкалывать брёвна изо льда. Питались мы плохо, продуктовые карточки не отоваривались. В госпитале нам давали щи — горячую мутноватую жидкость с редкими капустинками. Половину порции я отливала и уносила домой больной маме».
В годы Великой Отечественной войны Казанский медицинский институт продолжал научную деятельность, несмотря на трудности. Уже в августе 1941 года планы исследований изменили: все работы были направлены на решение оборонных задач.
Академик Д.М. Зубаиров вспоминал, что зимой в лабораториях было так холодно, что реактивы замерзали. Сотрудники института, в основном женщины, участвовали в строительстве укреплений и заготовке топлива для города. Но даже в таких условиях ученые продолжали исследования. Они искали кровезаменители на основе крахмала, разрабатывали методы лечения ожогов и ранений, изучали проблемы транспортировки и хранения крови.
Особое внимание уделялось лечению военных травм. Учёные анализировали характер ранений, методы борьбы с осложнениями, изучали гнойные раны, ожоги, ранения дыхательных путей и нервной системы.
Сотрудники кафедры общей химии под руководством профессора Ф.И. Богоявленского разработали способ получения чистого сернокислого бария из отходов производства и методы регенерации марли и гипса. Учёные кафедр эпидемиологии и инфекционных болезней изучали меры по предотвращению эпидемий и борьбе с инфекциями. Фармакологи, биологи, педиатры и терапевты исследовали действие новых сульфаниламидных препаратов и применяли их на практике.
На кафедрах физиологии, гистологии и нервных болезней изучали восстановление нервных стволов после сшивания. За годы войны было защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций. Казань играла важную роль в здравоохранении во время войны. Здесь были развёрнуты эвакогоспитали, в которых лечили более 20 тысяч раненых. В КГМИ и Казанском ГИДУВе готовили медицинских работников и проводили научные исследования для решения оборонных задач и помощи врачам.
Источник: Здравоохранение Казани в годы Великой Отечественной войны// Е.Н.Фасхутдинова, Л.М. Мухарямова.-Казанский медицинский журнал, 2012 г., том 93, №3
Иллюстрации из книги «Здравоохранение Татарстана: 100 лет пути.